середа, 11 червня 2014 р.

Чиновники в Украине обслуживают только себя и своих начальников!

Денис Бродский — один из топ-менеджеров, променявших после победы Майдана успешный бизнес на госслужбу. Бродский — профессиональный и опытный HR-директор, успевший поработать в VAB Банке, Интерпайпе, Platinum Bank. Был активным участником протестов на Майдане, и после революции ему предложили возглавить Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы.

ЛІГАБізнесІнформ приводит тезисы из разговора с бывшим чиновником.

Бродский согласился на эту должность несмотря на десятикратное снижение доходов. Мотивация изменить страну к лучшему оказалась сильнее.

Однако многое изменить Бродский не успел — он продержался на госслужбе чуть меньше месяца. Он признает, что оказался не готов (да и не хотел быть готовым) к подковерным интригам. Его банально переиграли в аппаратных играх.

Агентству Бродского поручили расследовать причины задержки выплат семьям погибших на Майдане. В отведенные на расследование 24 часа Агентство выяснило, в каких Министерствах и насколько задерживалось решение о выплатах.

По закону, чтобы продолжать проверку, Бродскому нужен был приказ из секретариата Кабмина. Бумагу из аппарата Яценюка Бродский в течении трех дней не дождался. Это не помешало премьеру раскритиковать работу Бродского. Когда последний попытался возразить, Яценюк посоветовал “триматыся за стульчыка”. Бродский — не привыкший к такому обращению — положил заявление об увольнении. Яценюк его подписал.



Бродский собирался реформировать систему госаппарата, но система, осознав угрозу перемен, отторгнула инородное тело. Это очень опасный сигнал — ведь люди из системы сами никогда не смогут ее поменять. Для журналистов увольнение человека из бизнеса, который побывал внутри системы — шанс узнать все ее недостатки и пороки.

Первое впечатление от работы на госслужбе

В первый же день меня поразило то, как чиновники в прямом смысле слова заходят к тебе в кабинет на полусогнутых и очень заискивающе на тебя смотрят. Через пару дней я понял, что начальник — любой начальник — для них авторитет. Они так воспитаны. И смысл деятельности чиновников во многом сводится к тому, чтобы угодить своему начальнику. В госаппарате не принято перечить руководству. На стене одного из ведомств написана фраза: “Главная задача чиновника — безропотно выполнять приказы”.

К сожалению, такая “логика начальника” свойственна и высшим должностным лицам в Украине.

Зачем работают чиновники

Сотрудники госорганов ориентируются не на результат, а на процесс и осваивание бюджета. Логика действий — давайте проводить в год по пять конференций, потому что у нас есть на это бюджетирование. А то, что коэффициент полезного действия у них 3,6% — никого не смущает. Главное освоить деньги, а то в следующий раз не дадут.

Первое чему мне пришлось учить людей — работа должна быть содержательной. Начать с того, что надо отвечать однозначно на запросы в которых, например, спрашивается: можно или нельзя что-то сделать. У чиновников принято давать ответ на четыре страницы, из которого невозможно понять — так можно или нельзя.

О коррупции

Коррупция заложена в системе и логике сегодняшнего государственного управления. Основной источник коррупции — это госзакупки. Но я не думаю, что большинство чиновников — злостные коррупционеры. Большинство сотрудников младшего и среднего звена — это неквалифицированные исполнители, которые радуются коробке конфет. Взятки — это скорее к начальникам.

О сути системы

Сегодняшний госаппарат — это сплошная Византия, где все работает по принципу взаимных уступок, одолжений и просьб. В большинстве случаев речь не идет о материальных стимулах, просто Иван Иваныч просит Петра Петровича не затягивать с тем-то, а взамен обещает поспособствовать с чем-то другим. Если не позвонить не попросить, то работают по принципу — “бумага повына набраты державной ваги”, то есть любой документ будут мариновать максимально долго.

Меня неоднократно просили, например, из секретариата президента поспособствовать назначению того-то на какую-то должность, я отвечал: “Вы ставите и меня, и себя в неловкое положение”. Люди не могли понять, что происходит, что пошло не так? Но ничего, быстро привыкли.

Ахиллесова пята Госаппарата (три штуки)

Проблема номер один — непрофессионализм. Непрофессионализм чиновников, непрофессионализм назначений, непрофессионализм принимаемых решений. Надо понимать, что большинство чиновников работает на своем месте, потому что их кто-то по знакомству взял на работу. Они не проходили конкурс, а если проходили, то это была не более чем формальность. Система конкурсного отбора, кадрового резерва — не работает. Чиновники зависят от начальника, который взял их на работу.

Процесс образования госслужащих — это профанация, на которой отмывается очень много денег. Например, вы можете не поверить, что пятнадцатидневная программа обучения в украинском ВУЗе стоит 30 000 грн. А столько платило агентство в прошлом году.

Второе — ведомства и их сотрудники ориентированы не на заказчика их услуг, то есть нас с вами, граждан Украины, а на обслуживание самих себя и своих начальников. Огромный бюрократический аппарат из более чем 300 000 человек обслуживает свои собственные потребности, а не служит народу.

Третье — это законодательство. Чиновник в своей работе должен руководствоваться законами, а сейчас они действуют по принципу “сложилась такая практика, давайте и дальше будем делать так”. А о законе вспоминают, только когда им это выгодно.

Надо менять закон о госслужбе. Отделить систему политических назначений от профессиональных. Чтобы при смене власти и назначении нового Кабмина профессиональный состав министерств и ведомств не менялся каждый раз.

Сегодняшний закон о госслужбе — это закон о привилегиях чиновников. А он должен быть системой ответственности госслужащего.

Как изменить систему

С людьми, которые сейчас сидят в министерствах и ведомствах, можно работать. Вы читали хоть одну книгу как быть хорошим подчиненным? И я нет. Потому что никто не пишет таких книг, все учат быть хорошим руководителем. И не зря. Все дело в руководителях, если поменять начальников и дать нормальные инструменты и новые правила, то они смогут запустить систему.

Конечно, столько чиновников, сколько есть сейчас (около 340 000 — ред .), Украине не надо — вполне хватит 100 000 человек. Что делать с остальными? Спросите у любого человека на улице, волнует ли его судьба сокращенных чиновников. Никого кроме самих чиновников не волнует. Переучатся, пойдут работать в частный сектор.

О проблеме маленьких зарплат на госслужбе

Почти во всех развитых странах госслужащие получают меньше, чем на аналогичной должности в частном секторе. Например, в Англии эта разница 20%. У нас пока что это разы. Концепция реформы госуправления, которую мы разработали, предусматривала создание независимого фонда, из которого бы ключевым руководителям платилась достойная зарплата. Эти люди могли бы потянуть за собой систему.

Уже были проведены переговоры с представителями бизнеса, многие соглашались финансово поддержать реформу госуправления.

О сегодняшнем правительстве

Сегодняшний Кабинет министров — это конфедерация министерств. У большинства министров нет общей благородной цели, они по-прежнему заняты тем, что доказывают друг другу кто круче и у кого больше полномочий.

Я не могу сказать, что система меняется. Вы можете назвать хотя бы несколько прозрачных кадровых назначений сделанных уже новым Кабмином? Большинство назначений происходит через кабинеты и телефоны. Люди, которые никогда в частном бизнесе не работали и официально ничего не имеют, не стесняются приходить на заседание Кабмина в часах за десятки тысяч долларов. Вопрос — откуда у него такие часы — по-прежнему никто не задает.

Борис Давиденко, опубликовано в издании  ЛIГАБiзнесIнформ

http://ord-ua.com/2014/06/10/-eks-chlen-novogo-kabmina-chinovniki-obsluzhivayut-tolko-sebya-i-svoih-nachalnikov/?lpage=1

1 коментар:

  1. Все сказанное лишний раз говорит о необходимости разрушения существующей системы. Иначе Украина не выживет и все жертвы напрасны.

    ВідповістиВидалити