пʼятницю, 17 січня 2014 р.

Главный рантье Одессы

Журнал "Форбс" опубликовал статью о самом богатом человеке Одессы, депутате избранном по нашему округу, куда входит Котовск и Котовский район, Леониде Климове.

Котовчанам будет интересно узнать о своём депутате столь подробную информацию, тем более, что в предвыборных листовках, плакатах, программах он об этом не рассказывал, скромно умалчивая.

Почему после прихода к власти Партии регионов дела одного из ее одесских полпредов идут хуже, чем при «оранжевых».

Обширный микрорайон через дорогу от знаменитого «Привоза» отдан под застройку 59‑летнему Леониду Климову. На месте обветшавших зданий в квадрате, очерченном Пантелеймоновской, Малой Арнаутской, Екатерининской и Преображенской улицами, он строит жилые дома, офисные и торговые центры. Почему именно Климов? В списке Forbes, в который входят бизнесмены, получающие доходы от коммерческой недвижимости, Климов занимает первое место среди одесситов. В городе ему принадлежит 14 торговых и офисных центров.

До 2010 года народный депутат Климов был не только самым крупным, но и самым влиятельным бизнесменом Одессы. Он возглавлял областную организацию Партии регионов и командовал большинством в облсовете. По иронии судьбы президентство Виктора Януковича не принесло вождю одесских регионалов ничего хорошего. Климов оказался лишним в партийной вертикали, а его проекты, включая скандальную стройку напротив «Привоза», столкнулись с противодействием новой власти.

Климов родился и вырос в Макеевке. Отслужив в армии, он переехал в Одессу, где сделал быструю карьеру по комсомольско‑хозяйственной линии. Ему было всего 29, когда он возглавил Приморский продторг, управлявший всеми продовольственными магазинами в центральном районе города.

Бизнесом Климов занялся в 1990 году – как говорит он сам, «по призыву партии и правительства». «Мы, молодые коммунисты, должны были развивать экономику СССР», – объяснял он Forbes весной 2012‑го. Вместе с Аркадием Шнайдером и Владимиром Лемзой он создал торговый дом «Приморье». Со Шнайдером Климов был знаком по работе в советской торговле, Лемза был его начальником в райкоме комсомола еще в 1970‑е.

Поначалу «Приморье» занималось исключительно торговлей: поставляло за границу металлы, а обратно везло продовольствие и ширпотреб. Коммунистический колорит в бизнесе Климова сохранялся какое‑то время и после распада СССР. Одесскому предпринимателю, посетившему офис «Приморья» в 1994 году, запомнился огромный кабинет Климова, заставленный бюстами Ленина.

«Приморье» активно участвовало в массовой приватизации. «Пользуясь связями в торговле, они скупили довольно много одесских магазинчиков», – рассказывает народный депутат, экс‑прокурор Приморского района Одессы Юрий Кармазин. В 1995 году Климов с партнерами приватизировали интуристовскую гостиницу «Черное море», ставшую ядром сети, в которую входит восемь отелей.

Другим перспективным направлением было строительство. В ходе приватизации партнеры купили Ильичевский завод железобетонных конструкций. Одесское управление Службы безопасности Украины предоставило «Приморью» площадку под строительство в престижном районе – на проспекте Шевченко. На этом участке компания возвела две высотки. Часть квартир досталась начальству одесского управления СБУ. «Это были очень добротные и дорогие дома, – вспоминает бывший топ‑менеджер Климова. – Цена за квадратный метр начиналась с $700». По меркам 1996 года – баснословные деньги. Но для Одессы дома, спроектированные кипрским девелопером, стали новым словом, и состоятельные горожане охотно покупали в них квартиры.

Взаимовыгодное сотрудничество «Приморья» со спецслужбой на этом не закончилось. Бывший вице‑мэр Одессы Михаил Кучук говорит, что благодаря Климову мэрия обеспечила жильем всех сотрудников СБУ, нуждавшихся в квадратных метрах.

За контакты с СБУ отвечал Лемза, который до распада СССР успел поработать не только в комсомоле, но и в системе исправительно‑трудовых учреждений. Другим топ‑менеджером «из органов» был генерал‑майор запаса Игорь Митрошкин – бывший начальник управления СБУ в Николаевской области. Митрошкин отвечал за развитие филиальной сети Имэксбанка, основанного Климовым с партнерами в 1994 году.

Партнеры начинали бизнес на равных, но Климов, который был на несколько лет младше Лемзы и Шнайдера, быстро оттеснил их на второй план. Высокий, румяный, улыбчивый – без Климова не решался ни один важный вопрос в банке и строительной компании.

В конце 1990‑х Лемза разошелся с партнерами. «Мы стали несовместимы», – отмечает он, имея в виду разногласия в вопросах бизнеса и личных отношениях. По словам депутата областного совета Игоря Розова, в начале 2000‑х Лемза не раз жаловался, что Климов его обманул. Лемза не захотел рассказывать о том, на каких условиях вышел из бизнеса «Приморья».
«Климов – один из немногих одесских бизнесменов, кто с удовольствием шел на проекты города»

Шнайдер по‑прежнему «в доле». Размер его участия в разных бизнесах «Приморья» различается, по словам Климова, в зависимости от каждого конкретного проекта. Директор коммунального предприятия «Рынок «Малиновский» Андрей Фирсов называет Шнайдера «серым кардиналом «Приморья» и мозгом бизнес‑группы». Сам Шнайдер не нашел времени поговорить с репортером Forbes.

В 1998 году мэром Одессы стал Руслан Боделан, буквально вырвавший победу у предыдущего городского головы Эдуарда Гурвица. Вскоре после этого Климов взял шефство над футбольным клубом «Черноморец». «До этого клубом занимался я, – рассказывает бывший нападающий «Черноморца», предприниматель Петр Найда. – На клуб приходилось тратить много денег, и я был только рад, когда Климов изъявил желание его забрать». По версии Кучука, это Боделан предложил Климову взять «Черноморец» на буксир.

«Климов – один из немногих одесских бизнесменов, кто с удовольствием шел на проекты города», – уверен Кучук. В 1997 году после лечения в Израиле Кучук предложил Климову открыть в Одессе андрологическую клинику. Тот охотно согласился: город предоставлял помещение. Позже клиника разрослась до крупного медицинского центра.

Как и в случае с СБУ, сотрудничество Климова с мэрией было взаимовыгодным. Еще в 1997 году «Приморье» получило под застройку часть «Привоза». На содержание «Черноморца» город выделил группе несколько участков под строительство АЗС, сообщает бывший топ‑менеджер «Приморья».

Климов умудрялся находить общий язык с городскими властями даже тогда, когда формально находился в оппозиции. В 2005 году мэром Одессы снова стал Гурвиц, примкнувший к триумфаторам «оранжевой революции». Незадолго до этого Климов возглавил областную организацию Партии регионов, которая после поражения Виктора Януковича на президентских выборах переживала разброд и шатание. Это был дальновидный ход: «бело‑голубые» имели более четверти мест в городском и контрольный пакет в областном совете. В 2006 году Климов провел в председатели облсовета своего бывшего топ‑менеджера Николая Скорика.

В бизнес‑конфликтах Гурвиц не раз занимал сторону оппонентов Климова. Яркий пример – борьба за строительный рынок «Малиновский», который Климов получил в аренду в 2002-м. Через два года бизнесмен решил построить на месте рынка торговый центр с жилым комплексом, а рынок предложил вынести на окраину. Арендаторы возмутились, Гурвиц их поддержал, и Климову пришлось уйти с рынка. Но мэр и бизнесмен чаще договаривались, чем конфликтовали. «Они не могли друг без друга», – уверяет депутат Одесского горсовета Игорь Димитриев. «Одессой рулил харизматичный Гурвиц, землеотвод и застройка держались на Кучуке, от Климова и его людей требовалось лишь правильно голосовать на сессиях городского и областного советов», – рассказывает другой депутат горсовета, просивший не называть его имени в печати. Гурвиц отказался говорить о Климове.

За свою историю «Приморье» построило более 100 000 кв. м жилья и коммерческой недвижимости, отмечает Климов. Основная масса проектов была реализована при «оранжевых» – с 2005 по 2010 год. Управляющий маркетинговой компании Research Development Company Олег Никифоров называет Климова «единственным профессиональным оператором» коммерческой недвижимости в Одессе. Консалтинговая компания DTZ в октябре 2012 года оценивала общий объем торговых помещений в Одессе в 415 000 кв. м. 23% этих площадей находятся под управлением «Приморья». Правда, объекты у Климова не самые крупные. Например, торговый центр «Новый привоз» по площади занимает среди аналогичных одесских сооружений только четвертое место. То же относится и к офисной недвижимости: крупнейший в Одессе бизнес‑центр «Морской» площадью свыше 30 000 кв. м по размерам в два раза превосходит самый большой из климовских бизнес‑центров – «Шевченковский».

«Торговые комплексы Климова – неформатные», – отмечает директор ТЦ «Пятый элемент» Андрей Пуртов. Как правило, возле климовских торговых центров нет парковок, внутри отсутствуют развлекательные и ресторанные зоны. Зато бизнес‑центры Климова даже в кризис были заполнены на 90%, говорит Никифоров.

Самый масштабный проект Климова в сфере недвижимости – торгово‑офисный центр под трибунами стадиона «Черноморец». Стадион находится в самом центре города, в парке Шевченко. Бизнес‑центр площадью около 11 000 кв. м пока пустует: все, что там есть, – это отделение Имэксбанка и еще несколько арендаторов. В помещениях площадью около 22 000 кв. м идет отделка: они будут отданы под спортивно‑развлекательный центр, гостиницу и торговлю. По словам Климова, строительство стадиона обошлось ему более чем в 750 млн гривен.

Зачем Климову столько коммерческой недвижимости в не самом удобном месте? Проект готовился под Евро‑2012 и был значительно масштабнее нынешнего: возле стадиона планировалось построить две башни с торгово‑­развлекательными и офисными центрами. И хотя Одессу исключили из списка городов, принимающих чемпионат Европы, Климов решил завершить проект. «Не могу сказать, что проект стадиона был чистым популизмом или чистым расчетом», – утверждал он весной. Он верит, что сможет вернуть инвестиции за 10 лет.

Климов не фанат футбола, и финансирование клуба – это скорее социальная нагрузка и вопрос имиджа, чем хобби, полагает Кучук. Климов тратит на свою команду значительно меньше конкурентов – около 10 млн евро в год, подсчитал журналист портала «Время спорта» Антон Терехов. «Этого недостаточно, чтобы конкурировать с «Металлистом» или «Днепром», – констатирует главный редактор журнала «Футбол» Артем Франков. О том, чтобы бросить вызов лидерам украинского футбола – «Шахтеру» или киевскому «Динамо», не может быть и речи. Единственное значимое достижение «Черноморца» с тех пор, как клубом владеет Климов, – бронза Премьер-лиги Украины в сезоне 2005/2006.

После прихода Виктора Януковича к власти Климов стал терять влияние в Одессе.

Впрочем, как это неоднократно бывало с другими украинскими бизнесменами, которые получили от региональных властей футбольные клубы «в нагрузку», Климов понемногу втянулся в новое для него дело. По словам руководителя фан‑клуба «Черноморца» Игоря Мотова, бизнесмен часто бывает на матчах команды. Депутат городского совета, знакомый с Климовым, говорит, что в «Приморье» «Черноморец» – священная корова. «Наиболее влиятельные в бизнес‑группе Климова люди – акционеры, топ‑менеджеры занимают руководящие посты и в футбольном клубе», – поясняет он. Сам Климов рассказывал Forbes, что вылет «Черноморца» в Первую лигу в позапрошлом сезоне его сильно расстроил. Уже через год клуб вернулся в Премьер‑лигу.

В кризис Климова преследовала полоса неудач. В начале 2009‑го Имэксбанк попросил финансовой помощи у НБУ и встал в очередь на рекапитализацию. От участия НБУ в капитале банка Климов в итоге отказался, получив стабилизационный кредит на сумму 1,1 млрд гривен. По данным издания «Бизнес», в апреле прошлого года Имэксбанк был должен Нацбанку уже 2,75 млрд гривен – в три раза больше своего уставного капитала.

А в 2010‑м Климова отстранили от управления одесской организацией Партии регионов. Формальная причина – руководителями региональных подразделений ПР стали губернаторы, назначенные Виктором Януковичем. В Одесской области это Эдуард Матвийчук. Падению акций Климова в Партии регионов способствовало и несколько строительных скандалов, связанных с его структурами, утверждают некоторые одесские политики. Самый громкий конфликт – застройка микрорайона напротив «Привоза». В 2004 году одна из строительных компаний Климова получила право снести в этой зоне ветхие строения и возвести на их месте новые дома. Жителям микрорайона застройщик должен был предоставить равноценное жилье.
«Климов не политик, а бизнесмен: потерю политического веса он воспринимает легче, чем потерю денег»

Конфликт начался около пяти лет назад. Видя, что застройщик отселяет людей на окраину, а некоторым при расселении не предоставляет полного пакета документов на квартиры, часть жильцов отказалась съезжать. В квартале начались поджоги, отключения электричества и воды, в которых обвинили Климова. В 2009 году во время приезда Виктора Януковича в Одессу жительница проблемного квартала Валентина Тотова публично пожаловалась на Климова лидеру регионалов.

Весной 2012‑го мэр Алексей Костусев создал рабочую группу по мониторингу ситуации в «климовском» квартале. На тот момент, по данным застройщика, в отселении нуждались жильцы 120 квартир.

В августе одесский исполком разрешил Климову завершить отселение людей не в 2012‑м, а через год. Однако Костусев заявил: если это условие не будет выполнено, строить Климову запретят.

Одно из последних поражений Климова – запрет на застройку свыше 5 га территории Межрейсовой базы моряков в курортной зоне. Участок достался Климову в 2006 году от Черноморского морского пароходства.

Климов отказался от интервью для этой статьи, предложив встретиться в более спокойное время – после выборов. Бизнесмен баллотировался по одномандатному округу на севере Одесской области, где его уже трижды выбирали в Верховную Раду. «Климов не политик, а бизнесмен, – считает депутат одесского областного совета Михаил Шмушкович, некогда тесно работавший с Климовым. – Потерю политического веса он воспринимает легче, чем потерю денег».

Климов планирует и дальше активно заниматься строительством. «В Одессе высокий спрос на гостиничные номера, офисы», – говорил он весной 2012 года. Клиенты стали более требовательными, чем раньше, и прежнее качество помещений их уже не устраивает. «Стараемся идти в ногу», – заключает Климов.

http://forbes.ua/business/1341410-glavnyj-rante-odessy

Немає коментарів:

Дописати коментар